Микрогриды в малой энергетике

13 августа, 2013 / Ольга Шейдина, Редактор

Концепция в области малой энергетики распределенного типа (Microgrid) на базе возобновляемых источников (ВИЭ) в последнее время стала как никогда актуальной для организации АТЭС, поскольку в значительном количестве регионов энергосистема принадлежит к замкнутому типу, что существенно сказывается на тарифах.

Микрогриды в малой энергетике

«В экономиках стран АТР поощрение развития местной энергетики имеет чрезвычайно важное значение, как одна из составных частей концепции „интеллектуальные сети“ (SmartGrid), — подчеркнул Константин Ильковский, являющийся председателем подкомитета Государственной Думы по вопросам региональной энергетической политики. — Данные сети быстро превращаются в ключевую инновационную концепцию управления местным потреблением и производством энергии. Поскольку ежегодно, благодаря появляющимся инновациям, себестоимость электрической энергии от ВИЭ понижается, для стран, имеющих большое количество труднодоступных и островных территорий, и не имеющих доступа к главной энергосистеме, внедрение подобных систем становится важным фактором в деле выравнивания параметров социального и экономического развития. В соответствии с энергетической стратегией-2030 в России необходимо понизить энергоемкость на 35%».

Области использования локальных сетей очень разнообразны — это сельские жители отдаленных районов, аварийные службы, медицинские учреждения, военные базы, кампусы, которые принадлежат одному владельцу. Петер Лилиенталь, глава компании Homer Energy считает, что энергосистемам Smart/Microgrid предстоит большое будущее, поскольку они вполне могут быть как включены, так и выключены из больших энергетических систем. «Умные сети» умеют автоматически переключаться с одного источника на другой, что дает экономию до 30% от всего объема энергии. Эти системы уже довольно давно получили высокую оценку в США, Дании, Японии, Бразилии и многих других государствах.

США является лидером среди других стран АТЭС: здесь уже существует около 12 млн. установок малой генерации распределенной го типа, единичная мощность которых достигает 60 МВт. Их совокупная установленная мощность превосходит 220 ГВт, то есть она составляет столько же, сколько и во всей единой энергосистеме России. Представляющий Ассоциацию энергокооперативов региона Аляски Брэд Рив, уточнил, что объекты, относящиеся к малой энергетике, у них возводятся на деньги кооперативов и их развитие происходит даже без поддержки структур власти. Подобная энергетика чрезвычайно мобильна, экономична, очень быстро реагирует на конъюнктурные изменения на рынке топлива. К примеру, на рост цен на дизельное топливо в последние годы кооперативы отреагировали заменой дорогого дизельного топлива ветровой энергетикой. У каждого муниципалитета имеется собственная программа развития в области энергетики, отражающая специфические особенности конкретной территории.

Дальний Восток и Сибирь являются основными территориями развития малой энергетики в пределах России. Но пока еще ее доля в составе общего энергобаланса составляет не более чем 1,5% (в качестве сравнения: в Дании она составляет почти 45%), хотя в последнее время реализована целая серия новых проектов. Например, якутские энергетики предусматривают потратить в ближайший период сумму до трех миллиардов рублей для развития ветровой и солнечной генерации. Благодаря использованию ВИЭ в этом регионе уже сейчас в значительной мере сокращено потребление дизельного топлива: в 2000 году потребности компании «Якутскэнерго» в этом виде топлива составляли 160 тысяч тонн, в текущем году — 80 тысяч тонн, а к 2020 году планируется сократить до 35 тысяч тонн.

Но это лишь пока единичные примеры на настоящий момент. Однако, как считает генеральный директор Агентства по прогнозированию электроэнергетических балансов Игорь Кожуховский, требуется разработать концепцию для развития энергетики распределенного типа, охватывающую всю территорию России. В ней должны быть совмещены и скоординированы электрическая и тепловая энергетики страны как на уровне крупных ТЭЦ, так и на уровне даже муниципальных котельных. Он кроме того уточнил, что Агентство выполняет роль координатора Технологической платформы «Малая энергетика распределенного типа», которая была создана по решению комиссии по инновациям и высоким технологиям, созданной в правительстве. Сюда включено 168 организаций, в том числе сетевые и генерирующие компании, принадлежащие к сфере большой электроэнергетики, новые компании, которые специализируются на новой энергетике, вузы и исследовательские институты. Задача этой Платформы состоит в структурной перестройке энергетики Российской Федерации — от жестким образом централизованной системы с масштабными источниками генерации к разнообразию форм и типов в соответствии с характерными особенностями конкретных местных условий развития и конкретных потребителей.

— Мы хотим настроить общественное сознание, изменить позицию органов государства в данной области, чтобы обеспечить увеличение доли возобновляемой энергетики. Это обеспечит значимый эффект для всех потребителей. Специфика России состоит в том, что она должна являться не только энергетическим, но и тепловым источником. Совокупность совместной генерации и возобновляемых источников — вот та технологическая база для предстоящей реформы коммунальной энергетики и электроэнергетики нашей страны. Именно в этом состоит огромный потенциал для обеспечения повышения энергетической эффективности, — подчеркнул Кожуховский.

Ключевым вопросом, с его точки зрения, является формирование нормативно-правовой и законодательной базы. Совершенно необходимо рассмотреть и принять российский закон по распределенной энергетике, который будет регулировать сферы муниципальной, малой энергетики, распределенной и иных видов энергетики в сфере законодательной поддержки их развития, а также поддержки Smart Grid. В данном вопросе может представлять интерес и опыт других стран.

В этом же ключе высказался и Константин Ильковский: «Концепция энергетики распределенного типа должна войти в состав генеральной энергетической схемы развития до 2030 года и приобрести, таким образом, статус законности. В итоге мы придем к тому, чтобы количество и объем энергетики определялись самим потребителем в данное время и в данном месте». Путь этот довольно непросто. Даже в тех странах, локальная энергетика которых получила довольно большое развитие, приходится перешагивать через значительные барьеры административного характера. Как сказал соучредитель Юго-Западного института энергетики Марк Сарделл (США), «на протяжении многих лет во многих странах, в том числе и в США, существует сильное лоббирование в интересах большой энергетики, которая вырабатывает энергию на отличных принципах».

Это интересно ...

Последние новости и статьи:



Обсуждение закрыто.