Через два десятилетия спрос и цена на сланцевую нефть могут упасть до минимума

30 апреля, 2013 / Ольга Шейдина, Редактор

В период до 2035 года цены на нефть в мировом масштабе могут упасть на 25-40%, и баррель нефти будет стоить порядка 60 долларов. Вина в таком падении вменяется сланцевой нефти, ежедневная добыча которой во всем мире к указанному выше году составит до 14 млн баррелей, то есть 12% от добываемого ныне традиционными способами объемов черного золота. Такие данные приводятся в отчете, подготовленном экспертами компании PricewaterhouseCoopers.

Через два десятилетия спрос и цена на сланцевую нефть могут упасть до минимума

Однако, как предполагают эксперты «Российской газеты», через два десятка лет потребности человечества в нефти, как в сланцевой, так и в обычной, могут упасть до нуля.

Однако у аналитиков PwC сохраняется вера в перспективы сланца. Главный экономист этой компании Джон Хоксоурт отмечает, что падение цен на черное золото вследствие увеличения доли сланцевой нефти может существенным образом сказаться на перспективах мировой экономики, поскольку станет возможной добыча нефти в больших объемах при тех же капиталовложениях.

Зарубежные аналитики полагают, что процесс добычи во всем мире будет возрастать плавно. Но в конечном итоге, лет через двадцать, разработка сланцевых месторождений обеспечит рост мирового ВВП на 2,3-2,7%. В реальных деньгах это составит сумму порядка 1,7-2,7 триллиона долларов в нынешнем выражении. Как считает Хоксоурт, такой прирост равнозначен присоединению к общемировому ВВП еще одной экономики, равнозначной экономике Великобритании.

Правда, такой выигрышный билет сланцевой лотереи выпадет на долю далеко не всех стран. С точки зрения аналитиков PwC, отличные перспективы открываются перед импортерами нефти. Так, одна только сланцевая нефть предоставит Японии и Индии шансы на увеличение своего ВВП на 4-7% до 2035 года. Перспективы Германии, Китая, США и Великобритании слегка скромнее – через двадцать лет их ожидает экономический рост на 2-5%.

Крупные потери выпадут на долю стран-экспортеров нефти, к которым в первую очередь относятся Россия и страны Ближнего Востока. По данным PwC, к 2035 году российский ВВП может снизиться на 1,2-1,8%. Выход из этой ситуации состоит только в масштабной разработке собственных месторождений сланцевого типа. Но в этом вопросе Россия, как и все другие страны мира, упирается в одну основную проблему – оценку резервов сланцевого газа и нефти на нашей планете.

Рустам Танкаев, ведущий эксперт Союза нефтегазовой промышленности, в своем комментарии указывает, что наблюдается постоянное изменение данных, касающихся запасов сланцевой нефти, даже по информации американского департамента энергетики, тогда как в Польше оценка запасов сланцевого газа в 2012 году упала сразу в десять раз. Он также добавляет, что декларации о резервах сланцевых нефти и газа очень политизированы, и заявления СМИ не дают оснований для их реальной оценки и, что самое главное, не позволяют понять необходимость добычи этих видов углеводородного топлива из сланцевых месторождений.

Однако, как повсюду говорят и пишут, «сланцевая революция» продолжает шириться по всему миру. Это началось около 3 лет тому назад, когда Соединенные Штаты прекратили импорт природного газа. После этого Соединенные Штаты даже обогнали Россию в объемах добычи газа, хотя на этом пьедестале им удалось удержаться всего лишь год. Танкаев рассказывает, что сланцевый бум появился после того, как в США была принята доктрина энергетической безопасности, в соответствии с которой было необходимо производить необходимые энергоносители на собственной территории. После этого американские сланцевые месторождения были освобождены от налогов. По оценке специалиста, все это вылилось в настоящие дотации добытчикам сланцевого газа со стороны правительства. Если Соединенные Штаты решат начать экспорт природного газа, то они в завуалированном виде предоставят дотации экономикам стран, которые будут приобретать этот газ. Вряд ли подобный бизнес найдет поддержку со стороны американских налогоплательщиков. Танкаев добавляет, что даже при условии дотаций разработка сланцевых месторождений находится на пределе рентабельности. Кроме того, нельзя забывать тот факт, что падение цены на нефть и газ во всем мире влечет за собой снижение рентабельности добычи энергоносителей из сланцевых пород. Таким образом, обеспечение окупаемости добычи подобной нефти пока не представляется возможной.

В России также имеется достаточное количество сланцевых месторождений. По данным Танкаева, их основная часть находится на западе страны. Но они также нерентабельны. Именно поэтому, по мнению эксперта, даже уже разведанные резервы обычного газа используются у нас на уровне, не превосходящем 60%. Помимо своей дороговизны, добыча сланцевой нефти влечет за собой два экологических риска – это загрязнение грунтовых вод, являющихся для многих стран мира единственным питьевым источником, и угроза землетрясений силой до 2-4 единиц по шкале Рихтера. В прошлом году такие землетрясения наблюдались, например, в Англии в тех районах, где ведется добыча в сланцевых породах. В Европе, также как и в России, сланцевые месторождения зачастую находятся под густонаселенными районами, поэтому их разработка может оказаться довольно небезопасной, полагает аналитик.

Танкаев также считает, что в долгосрочной перспективе даже обычная нефть может превратиться в серьезную экологическую угрозу. Вопрос возникнет тогда, когда необходимость в нефти может сойти на нет, и надо будет что-то предпринимать с теми месторождениями, которые уже были разбурены.

Как показывает опыт, отработанные скважины по истечении двадцати лет утрачивают герметичность и начинают пропускать газ и нефть на земную поверхность. Известно, что разлив нефти влечет за собой гибель всего живого, а природный метан губителен для озонового слоя атмосферы. Таким образом, возникнет необходимость уничтожения оставшихся запасов нефти с тем, чтобы не позволить развития экологических катастроф. Подобная технология была разработана еще в советское время, когда были получены специальные бактерии, разлагающие нефть на воду и углекислоту. К сожалению, эти бактерии гибнут на воздухе и могут работать только под землей.

По оценкам Танкаева, до наступления момента, когда нефть утратит свою необходимость, осталось не так уж и долго. Эксперт, так же как и аналитики компании PwC, указывает тот же самый 2035-й год. Танкаев прогнозирует, что на тот момент, когда потребность в нефти исчезнет, в России сохранится почти 50% геологических резервов нефти. Скорее всего, к тому времени для транспорта будут применяться другие виды топлива. Альтернативы нефти известны – это вода, электричество, газ. Танкаев отмечает, что в настоящее время многие компании вкладывают огромные средства в альтернативные виды топлива и в их развитие. Вполне очевидно, что в какой-то определенный момент будет найден экономически целесообразный способ.

Эксперты считают, что в любом случае России необходимо готовиться к исчезновению мощного источника бюджетного дохода. Именно поэтому уже сегодня замену ему надо искать и готовить уже сегодня.

Справка «Российской газеты»

Добыча сланцевой нефти производится в твердых породах, имеющих органическое происхождение («горючие сланцы»). Эти породы образовались из остатков животных и растений 450 миллионов лет тому назад.

Ведущий эксперт по нефтегазовой промышленности Рустам Танкаев поясняет, что это даже не нефть в ее обычном понимании, а то, что у нас, как правило, понималось под названием «сланцевое масло». По его мнению, данное вещество более пригодно для нефтехимии, нежели для топливных нужд.

Это интересно ...

Последние новости и статьи:



Обсуждение закрыто.