Как обеспечить эффективную защиту леса в новых условиях

19 апреля, 2013 / Ольга Шейдина, Редактор

Ведущий, Николай Кротов, заместитель главы Рослесхоза, определил цель встречи: происходит изменение климата, усиливается антропогенное воздействие на экосистему лесов, и соответственно, нашей главной задачей должна стать адаптация к вновь сложившимся условиям и защита лесов. Поиском этого решения занимались все участники конференции.

Как обеспечить эффективную защиту леса в новых условиях

В своем выступлении Николай Кротов кратко доложил, почему не удовлетворено ведомство тем, как сложилась ситуация на сегодняшний день: в лесном фонде продолжает сохраняться сложная санитарная ситуация, около 365 тысяч гектар зеленых насаждений погибло в 2012 году. Самые большие потери произошли в Красноярском и Забайкальском краях, в Иркутской области. Усыхание вызывается в основном лесными пожарами (63%), а остальное – воздействием болезней, вредителей и погодных факторов. Из всей массы погибших насаждений в среднем по стране разрабатывается всего лишь 30-35%. Очень низкими темпами происходит ликвидация последствий пожаров в Хабаровском и в Красноярском краях, в Мордовии.

Причиной этого являются в основном экономические вопросы, поскольку возместить расходы, связанные с разработкой погибших насаждений, путем продажи древесины зачастую не представляется возможным ввиду ее невысокого качества. Но во многом это определяется и активностью руководителей. Заместитель главы ведомства отметил, что с этой задачей довольно неплохо справляются в Тамбовской, Воронежской, Пензенской областях.

Большая масса древесины мертвых деревьев является отменной базой, в которой размножаются вредители. Кроме того, эти деревья имеют повышенную пожароопасность. Но ситуацию переломить не удастся, если не будут внесены изменения в законодательство с целью защиты лесов. Н.Кротов сообщил, что федеральное агентство стремится оказывать активное влияние на законотворчество. С этой целью была образована специальная группа, которая внесла довольно большое число корректив в Лесной кодекс, вследствие чего его содержание приводится в соответствие с теми традициями, которые сложились в отечественном лесоводстве, и со здравым смыслом. И эта работа продолжается.

К примеру, 1 января будущего года начнет работать ФЗ-44, который потеснит набивший оскомину ФЗ-94, который не дает развернуть оперативную работу в лесу. 94-й настолько связал всех по ногам и рукам, что лесные службы не в состоянии эффективно бороться с вредителями, основным из которых является типограф. Короед оказался проворнее бумажек. Эта причина обусловила и торжество пилильщика-ткача. В одной лишь Владимирской области им погублен сосняк на площади 600 га. Для своевременного уничтожения очага возможности не оказалось.

Тверская область переживает проблему, связанную с шелкопрядом-монашенкой. Министр лесного хозяйства этой области сказал, что решающим является фактор времени, но аукцион сводит все на нет. Вредители – это лесной пожар биологического характера, и тушение его надо производить экстренно.

Понятно, что для выполнения работ такого масштаба по защите леса необходимы квалифицированные кадры, но и здесь без проблем не обходится. Никакие внедряемые сейчас инновационные технологии не дадут результата, если специалисты на местах имеют низкую квалификацию. Для обеспечения большей ясности в сложившейся ситуации был создан реестр специалистов-лесопатологов. Этот реестр насчитывает 1458 специалистов, работающих в органах управления лесным хозяйством, и 645 специалистов из ФБУ «Рослесозащита». Затем тестированию подвергли 1217 сотрудников, работающих в регионах, и 525 сотрудников Рослесозащиты. Результат оказался удручающим: у 45% от общего числа специалистов не имеется необходимых знаний и им нужна переподготовка.

Один из основных вопросов состоит в организации комплексной системы мониторинга. Если этого не будет, то устойчивого управления лесами и надлежащей защиты лесов не добиться.

Директор ФБУ «Лесозащита» Леонид Иогман расскзал присутствующим, что наступило время систематизации знаний о лесе и о происходящем в нем. В информационной системе АИС «Лесопатолог – Аналитик», внедряемой в настоящий момент в Рослесозащите, используется именно такой системный подход.

Как заявил Л. Иогман, это позволит отслеживать происходящее на каждом лесном участке: ход развития, ход нынешнего и предстоящего использования.

Усиливая смысл сказанного, Николай Кротов заявил, что контроль не является самоцелью. В каждом его пункте кроется экономический, управленческий и экологический эффект. Мы заходим в лес все чаще и чаще, а полной информации не имеем. Это настоящий парадокс.

Принципиальную важность представляет, по словам Николая Степановича, работа с населением с тем, чтобы донести до людей, в чем состоит наша работа. Это поможет бороться с зачастую негативным восприятием работы лесничих. Надо обращаться к обществу, к каждому человеку, а не только к тем людям, которые отличаются большей активностью. Необходимо объяснять, почему что-то делается именно таким образом, а не другим. Дети и молодежь являются наиболее перспективной аудиторией. И это должны услышать все, кто руководит филиалами Рослесозащиты.

Особый интерес вызвало выступление Веры Филиппович. Вполне ожидаемое впечатление было произведено ее докладом, посвященном организации лесопатологического мониторинга в Белоруссии.

В.Филиппович, являющаяся главным специалистом Министерства лесного хозяйства Беларуси, сказала, что их система лесопатологического мониторинга имеет отличия. Роль этого мониторинга значительно возросла в последние годы. Собираемая информация создает условия для своевременного принятия верных управленческих решений.

С появлением любого ветровала или бурелома сразу же принимается решение о тех действиях, которые необходимо предпринять. До конца декабря все намеченное должно быть выполнено, поскольку с хламом в новый год переезжать нельзя.

Проблема белорусских лесов состоит в усыхании ельников. Почти каждый месяц, по словам Веры Николаевны, в лесную службу поступают данные, касающиеся повреждений. Эта информация позволяет принять решение либо о сплошной, либо о выборочной санитарной рубке. Например, в 2012 году сплошная вырубка была произведена на 2 тысячах га, а выборочная – на 8 тысячах. Лесохозяйственные организации сами занимаются этим вопросом, не проводя никаких конкурсов, торгов и тендеров. Данные ЛПМ являются вполне достаточными.

Наличие вредителей не вызывает в Белоруссии особого страха. В течение последних 15 лет фактов гибели леса из-за вредителей замечено не было. Основная проблема состоит в ветровале. А вот всякие жуки и шелкопряды отпор получили достойный. Все дело в своевременной чистке. Но иногда подобное усердие доходит до комизма: ловчее дерево надо отыскать, а найти его нигде не удается. Это замечание вызвало общий вздох присутствующих.

Это интересно ...

Последние новости и статьи:



Обсуждение закрыто.