Даже школьники в младших классах знают о том, что страна обладает обширной континентальной сушей, которая залита неглубоким морем. В недрах континентальной суши содержится огромное количество необходимого для цивилизации газа и нефти. Запасы углеводородов, обнаруженных на дне моря, сопоставимы с выявленными на суше запасами нефти и газа.
Известно, что наземными источниками тепла и энергии человечество пользуется более 150 лет. По мнению специалистов, подводных источников и ресурсов с легкостью хватит еще на 150 лет. Единственной сложностью является то, что добыча подводных источников обходиться намного дороже, чем добыча аналогичных объемов на суше. При этом это не всегда может гарантировать прибыль, в частности разработка месторождений в Арктике. Большая часть ресурсов, например, нефти, которая могла бы стать будущим нефтегазовой индустрии России, находиться именно в Арктике, под толстыми слоями льда.
Ситуация такова, что только единицы имеют право на ведение разработки месторождений на дне моря. Только организациям, относящимся к государственной структуре, и имеющим опыт в разработке такого рода месторождений не менее 5 лет, разрешено заниматься добычей на морском дне. Этим требованиям соответствуют только «Роснефть» и «Газпром». Лицензии на разработку более половины всех известных месторождений углеводородов принадлежит этим двум компаниям.
Для геолого-разведочных целей более 15 лет назад «Газпром» создал компанию «Газфлот», и это явилось довольно дальновидным шагом.
За годы существования компании «Газфлот» было обнаружено 4 крупных месторождения в Обской и Тазовской губах. Большую часть месторождений составляют месторождения газа. Объем обнаруженных ресурсов составил около триллиона куб. м. Также было обнаружено три месторождения углеводородов объемом 600 млрд. куб. метров на шельфе Сахалина. Не меньшим достижением стало появление в пользовании «Газфлота» отечественных морских буровых установок, таких как «Полярная звезда» или «Амазон».
Обнаружение данных источников и ведение геолого-разведочных работ, является не столь значимым без начала самой разработки месторождения.
К сожалению, у отечественных специалистов в сфере добычи газа или нефти из морских глубин, опыта мало. Именно это стало причиной того, что разработку Штокмановского гиганта в Баренцевом море было решено начать совместно с более опытной французской компанией «Тоталь» и «Статойл» из Новегии. Во многом из-за дороговизны разработки и сланцевой революции случившейся в США, данная попытка оказалась не слишком успешной.
Процесс разработки Штокмана был отложен до 2016 года. Также были приостановлены работы, связанные с освоением месторождений в Обской и Тазовской губах.
Резко выросла борьба и конкуренция за возможность ведения разработки и добычи углеводородов на Арктических шельфах в апреле прошлого года, после заявления президента России В.Путина о том, что целесообразно допустить как иностранные, так и отечественные частные компании к работе по разработке шельфов.
Уже направлено совместное обращение президента ЛУКОЙЛа - Вагита Алекперова, гендиректора «Сургутнефтегаза» - Владимира Богданова, исполнительного директора ТНК-ВР - Германа Хана и президента «Башнефти» - Александра Корсика об их допуске на шельф. В последнем заявлении компании ЛУКОЙЛ говориться, что при их допуске к разработке в Арктике компания готова потратить на работу 2,7 млрд. долларов, а также пробурить 5 поисковых скважин.
В тоже время, в противовес вышеуказанным компаниям, «Газпром» и «Роснефт» в лице Алексея Миллера и Игоря Сечина обратились к президенту России. Суть обращения заключалась в просьбе оказать поддержку при получении лицензии на работу в более чем 40 участках. Именно в тех участках, которые указывались в обращении частных компаний, а именно в Баренцевом, Охотском, Восточно-Сибирском, Чукотском, Черном морях и море Лаптевых.
Данный ход был объяснен опасениями государственных компаний возможной либерализации доступа к освоению ресурсов на шельфе. Также заявлено, что доступ частных компаний к разработке на шельфе нанесет ущерб как «Роснефти» и «Газпрому» так и непосредственно самому государству. Сторонником доступа частных компаний к разработке и шельфовой геологоразведке стало Минприроды.
Большой прорыв сделала «Роснефть», заключив партнерство с американской компанией «Эксон Мобил». Основу альянса составляет разработка месторождений углеводородов расположенных в Карском море.
Как заявляет глава российского представительства «Эксон Мобил» Г.Уоллер, при успешности сейсморазведки, бурение скважин будет запущено уже в 2014 году, и добыча углеводородов начнется в ближайшие 6 лет.
Уже запушена полномасштабная работа по освоению Карского моря. Большая часть иностранных специалистов уже прибыли в страну. По словам представителей американской компании, добыча нефти на территории Арктики к 2030 году вырастет с 13 млн. тонн до 62,2, то есть в 5 раз, а добыча газа - в четыре раза, с 57 млрд. куб. метров до 230.
Ресурсов и работы много, планы грандиозные, но основной вопрос в том, кто это будет делать. Будут ли это отечественные компании или иностранные? Пока лидируют иностранные компании.
На высшем уровне идут обсуждения, и есть даже призывы отказаться полностью от сырьевой экономики и начать идти по инновационному пути развития. Широко обсуждается внедрение нано технологий и внедрение высоких технологий. Но при этом некоторые ученные, такие как А.Н.Дмитриевский, остаются сторонниками инновационно-сырьевого направления экономики. По их мнению, развивать современные технологии нужно для того, чтобы продолжать осваивать месторождения углеводородов с наименьшими затратами и наибольшей эффективностью.
Как пример приводится Норвегия, которая до недавнего времени была на 59 месте среди европейских стран, по научно промышленному и технологическому потенциалу. Основным промыслом в стране было рыболовство. Радикально страна изменилась после выявления газовых и нефтяных месторождений в Северном море. Сделав акцент на развитие технологий по добыче углеводородов с морского дна, страна за короткий срок превратилась в одну из самых благополучных и высокотехнологичных стран. Основой успеха стал вклад ресурсов и усилий на развитие внутренних интеллектуальных ресурсов и сил.
Не является ли это идеальной схемой и для нас? Возможно, вместо поиска партнеров и друзей среди иностранных компаний нужно сделать ударение на развитие внутреннего потенциала страны. Часто, следуя за другими странами, мы забываем о ценности и значимости наших внутренних ресурсов.
За двадцать лет «Газфлот», являющийся единственной компанией в стране, сделала огромное количество открытий нав Охотском море и шельфе Арктики. За это время компания приобрела буровые платформы, накопила огромный опыт по ведению такого рода работ, собрала и подняла целое поколение специалистов. В погоне за иностранными предприятиями, год назад компания чуть ли не была приватизирована. Компания смогла удержать свои позиции и продолжает работы на шельфе Охотского моря и в Печорском море на месторождении Долинский, но всё равно развернуться компании полностью не позволяют. Из-за сокращения финансирования многие научные работы были приостановлены. Приостановлено большинство геолого-разведочных работ компании.
Нынешняя ситуация открывает перед нами большие возможности, так как ни где больше нет таких огромных возможностей и потенциала для развития современных технологий по разработке, освоению месторождений в таких сложных природных и климатических условиях, аналогов которым нет в мире. Правильно направленная работа и акцент на развитие технологий, развитие внутренних ресурсов может привести к прорыву в сфере освоения гидрокосмоса.
Конечно, это требует времени и ресурсов, обучения персонала и формирования технической базы. Но правильно распланированная работа и распределение ресурсов может стать ключом на становлении страны высокотехнологичной державой. Нужно помнить, что опыт и разработки страны всегда будут полезны другим странам, ведущим работы по освоению морских ресурсов.
Не разумнее ли в борьбе за шельф, отдать предпочтение российским компаниям, тем самым создавая условия для благотворной работы и совершенствования их научно-технических возможностей? Ведь развитые, соответствующие стандартам технологическогоразвития отечественные организации и дальше смогу благотворно влиять на смежные отрасли. Именно процесс освоения месторождений Арктики может стать локомотивом, который сможет потянуть экономику России вперед.
«Газпром» является основным лицом в этой ситуации, так как 70% всех морских углеводородов составляет газ. Это основная причина, почему стоит дальше развивать отечественный флот, буровые платформы и сферу разработки подводных месторождений в целом.