Электричество, как и деньги, любит счет. Индивидуальные и общедомовые счетчики на тепло, электричество и воду, согласно букве закона, должны были быть установлены до 01.07.2012 г. Но, по данным министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, пока только 65% жилых домов этого региона имеют общедомовые приборы учета.
По словам Михаила Береснева, Генерального директора «Энергосервисной компании» (Урал), являющейся дочерним акционерным обществом МРСК Урала, это называется надеждой на всем известный «русский авось». Также в интервью корреспонденту РИА «Энергетика и ЖКХ» он отметил, что, поскольку отсутствие приборов учета сильно не наказуемо, людям кажется, что можно их не ставить. Но никакая экономия и энергосервисные контракты невозможны в принципе, если не будет сведений о фактическом потреблении ресурсов.
По мнению Михаила Береснева, необходимо хотя бы в течение года прожить, используя приборы учета и света, и тепла, и электроэнергии, чтобы на основании данных этих приборов собрать статистику, пусть даже и небольшую. К примеру, возьмем отопление. Для получения хотя бы короткой статистики нужны данные о том, какая температура была в помещениях и на улице в определенные дни. А после анализа этих данных энергосервисная компаня сможет составить для заказчика план мероприятий по экономии. Поэтому, считает Михаил, необходимо бороться с людьми, которые уклоняются от установки общедомовых и индивидуальных счетчиков, всевозможными методами, даже включая карательные.
А, по словам Дмитрия Серебрякова, являющегося исполнительным директором саморегулирующей организации «Союз «Энергоэффективность», причиной отсутствия приборов учета является «недоработка» власти.
Представитель СРО отметил, что в то время, когда у других регионов есть возможность получить федеральные субсидии на общую сумму полмиллиарда рублей, у Cвердловской области всего 30 миллионов. Полученные деньги можно было бы использовать, в частности, для установки индивидуальных счетчиков у той части населения, которая не может позволить себе установить их самостоятельно.
«Энергосервисы как штрафбаты»
Установка энергосберегающего оборудования либо внедрение соответствующих установок – в этом состоит роль в энергосбережении энергосервисных компаний. Параллельно им удается компенсировать свои затраты и зарабатывать за счет средств, сэкономленных во время действия контракта. Но при этом, согласно оценкам специалистов, в настоящее время объем работ таких энергосервисных компаний ничтожен.
По мнению исполнительного директора СРО некоммерческого партнерства «Союз «Эффективность», только созданные в естественных монополиях - сюда относится либо газ, либо электричество – компании занимаются энергосервисом. Другие компании, которые хотят также заниматься энергосервисом, называют «штрафными батальонами», поскольку им приходится идти первыми минными полями и взрываться. Когда же здесь появляется средний и малый бизнес, то ему приходится совершать нарушения законодательства – в одном случае налоговый кодекс, в другом бюджетный, используя так называемые «серые» схемы для возврата вложенных ими денег.
В данный момент не существует нормативно-правовой базы, позволяющей эффективное возвращение инвестиций в эту область - так считает Дмитрий Серебряков. По мнению собеседника агентства, есть несоответствие налогового, бюджетного законодательства, закона «Об отчетности и бухгалтерском учете»; произошла смена главы муниципалитета, который, по его словам, не намерен оплачивать. При этом возникает необходимость доказывать в суде, что бывший глава муниципального органа заключил с энергосервисной компаний контракт и возвращать деньги через суд.
«Энергосервисная компания Урала» в лице его главы согласна с этим мнением и не заключает контракты длительностью более одного года, так как договоры более длительные серьезные налоговые и другие риски для исполнителя.
Представитель СРО добавил к вышесказанному, что примерно то же характерно и для газовой отрасли. Например, если поставить котельную в соответствии со схемой энергосервисного контракта в школу либо в другое бюджетной учреждение, то, в случае отказа школой платить, неужели придется демонтировать эту котельную в течение отопительного сезона и тем самым заморозить учеников? Это будет называться социальным взрывом.
Ручное управление мешает рынку
Участники рынка недовольны также и тем, что цены на энергоресурсы регулируются вручную, и тем, что изменения законодательства непредсказуемы.
По словам председателя ОАО «Фортум», тенденции меняются и часто в противоположном направлении, а от этого зависит настроение инвесторов, участие которых было бы желательно для государства в жилищно-коммунальной сфере. ОАО «Фортум», являясь производителем и поставщиком электрической и тепловой энергии Западной Сибири и на Урале, вкладывая деньги в свои теплосетевые объекты, развитие когеренции, хочет видеть определенную надежность и стабильность.
Например, расчеты анализа проекта о внедрении индивидуальных теплопунктов (сокращенно ИТП) указали на достаточные резервы в возможности экономии платежей, осуществляемых за тепло. Индивидуальные теплопункты позволят осуществлять нагрев теплоносителя, используемого для отопления жилых домов, находясь непосредственно в подвале, при этом существует возможность регулировать и температуру, и объем потребления. Как подсчитали специалисты, в этом случае происходит снижение потребления тепла на 12-28%, и осуществляется это за счет регулировки системы, ликвидации перетоков и т.д.
В ОАО «Фортум» говорят, что руководство этой организации готово оказать содействие различным проектам по вопросам экономии теплоресурсов при наличии условий окупаемости этих проектов, а также, на уровне потребителей тепла, проектам по энергоэффективности.
Но в возможности реализации таких планов инвесторы не отказывают при условии предоставления гарантий, что тарифы будут сохранены во время действия срока контракта на установленном уровне. О надбавке сверху к тарифу за тепло речи не идет: источник возврата вложений – сумма экономии, возникающая при установке индивидуальных теплопунктов. Принцип тарифообразования, действующий в настоящее время, - «затраты минус» - не могут позволить инвесторам получать выгоду от уменьшения издержек, поскольку в следующих тарифных периодах регулирующими органами уменьшается тариф на размер сэкономленной суммы.
Ручное управление ценами осложняет возможность прогнозирования развития экономической ситуации и разработать, а также реализовать долгосрочные проекты в соответствии с ней. Рассмотрим пример о решении правительства сокращения роста цен за газ в 3 раза. В этом случае срок окупаемости описываемого выше проекта установки ИТП увеличится до 4-5 лет вместо полутора-двух лет, предполагаемых по проекту.
По уточнению Михаила Береснева, оборудование, материалы и технологии обычно покупаются за валюту – евро и доллары. Соответственно, итоговая стоимость всех мероприятий стремится к уровню Европы. Однако энергоресурсы в нашей стране более дешевые. Потому стоимость реализации этих мероприятий в соотношении со стоимостью ресурса слишком высокая.
Одновременно с этим энергосервис – это равноценность между стоимостью мероприятий и принесенной ими экономии. Если же происходит отклонение чаши весов не в нужную сторону (мероприятия излишне дорогие, а экономия от них маленькая), то энергосервису в этом случае не быть.
Ключом к исправлению и изменению данной ситуации участникам рынка видится прекращение искусственного сдерживания тарифов, приведение в порядок нормативную и правовую базу. А также, как считает Дмитрий Серебряков, необходимо создание государственных гарантий для заключения и выполнения контрактов по энергосервису.
Например, представитель саморегулируемой организации выступил с предложением учреждения Фонда поддержки деятельности по энергосбережению. В этом случае необходимо упомянуть о Свердловском областном фонде поддержки предпринимательства, который по праву может служить образцом для представителя, поскольку проводит компенсацию малым предприятиям до 50% их затрат, которые были потрачены на проведение модернизации производства товаров.