Какова перспектива развития мировой гидроэнергетики? Какова доля участия этой области в картине развития всей отрасли? Основная и постоянная проблема – работа с нашим населением, поскольку невозможно действовать в обход, без населения. Развитие гидроэнергетики, если говорить применительно к Северной Америке, происходило естественным образом и вопрос здесь – наличие ресурсов.
Гидропотенциал Западной Европы, его большая часть, практически полностью уже исчерпан. В настоящее время там имеется очень мало реальных возможностей развития гидроэнергетики. Но, если смотреть по-другому, Южная Америка – Аргентина, Бразилия - владеют высоким потенциалом в этой области. В данном регионе потенциал очень велик. Возможности дальнейшего развития гидроэнергетики связаны в первую очередь с существующей проблемой всеобщего изменения климата.
В соответствии с данными на 2013 год, сегодня порядка 1,3 млрд. населения в мире не имеют возможности пользоваться электроэнергией. Абсолютно не имеют возможности. А ведь не существует объективных причин, почему эти люди могут быть лишены возможности пользования современными услугами. Ведь они так и будут бедными, если не смогут пользоваться электроэнергией! И это проблема сквозная.
Когда речь идет о гидроэнергетике, невозможно не говорить и об уменьшении последствий бедности. Эти два явления идут рядом, ведь они связаны с низким уровнем жизни самых бедных стран во всём мире, связаны с повышением стандарта и качества жизни, связано с получением образования, поскольку люди не имеют возможности получить образование. Как сообщается, Глобальное партнерство по устойчивой энергетике (GSEP) имеет определенные показательные проекты, например, электрификация школ. Было объявлено также о недавно начатом проекте в Непале. Там дети не видели никогда компьютера! И им были предоставлены компьютеры. Были обучены также учителя. Чтобы там появилась возможность обучения и в течение темного времени суток были розданы солнечные переносные лампы. Таким образом, это связано также и со здравоохранением. Потому это не только энергетический вопрос, не только проблема того, каким образом реагировать и контролировать потребности в электроэнергии.
Смягчение последствий бедности – очень важный вопрос, речь идет и о нём. Причем в данном случае правильнее говорить именно о «смягчении последствий бедности», а не о «устранении», так как такой подход был бы чересчур оптимистичным. Бедность во всем мире уничтожить очень и очень сложно. Но делать с этим что-то необходимо. Более того, в настоящее время есть еще одна проблема – изменение климата. Потому, чтобы помочь миллионам беднейших людей, которые живут без возможности пользоваться электричеством, необходимо искать путь, чтоб добиться желаемого «чистым» образом.
Именно поэтому гидроэнергетика вновь приобрела такое значение. Кроме этого, в тех случаях, когда осуществляются попытки интегрирования неустойчивых источников энергии в сеть, возобновляемых источников – имеется в виду ветряная и солнечная энергия – необходимо, чтобы имелся какой-либо резерв, позволяющий обеспечивать поддержку для стабильной сети. Это касается развивающихся стран. Нужна опора – базовый ресурс. В случае подключения к сети непостоянных источников энергии в сети могут возникнуть нарушения – сеть может обрушиться. А ведь в сети должна быть стабильность.
При желании увеличения доли возобновляемых источников можно рассматривать гидроэнергетику как идеальную технологию обеспечения поддержки новых источников, поскольку гидроэнергетика является чистой и возобновляемой. А ведь это значительно лучше и выгоднее, чем иметь опорой газ или уголь. По всей видимости, именно по этой причине около 10 лет назад произошел подъем гидроэнергетики по шкале правительственных приоритетов – во всяком случае, тех, у которых имеется возможность исследовать возможности развития потенциала и увеличения этого потенциала. Это при том, что в течение 20 лет за столом переговоров не присутствовал частный крупный бизнес.
Здесь были неправительственные и общественные организации, подразделения ООН, государственные органы. А частный бизнес – ни разу. И впервые, с разрывом в 20 лет после первого саммита по устойчивому развитию Earth Summit в городе Рио-де-Жанейро, было принято мудрое решение ООН: необходимо участие в переговорах также и представителей частного бизнеса. А это звучит обнадеживающе, ведь для получения результата необходимо действовать сообща, поскольку невозможно достигнуть поставленных целей, если работать разобщенно. Потому начинает свою работу новая программа частно-государственного партнерства. Ведь это два отдельных мира, им необходимо договориться между собой.
Значение экологического фактора в дальнейшем развитии гидроэнергетики, безусловно, высоко. А строительство плотин ведет к затоплению значительных территорий с целью наполнения водохранилищ – это является вмешательством в экосистемы. Также имеет место вопрос сферы деятельности организаций, занимающихся природоохранной деятельностью. Каким образом возможно достижение баланса? Экологический фактор, или скорее социально-экологический фактор, – сколь велика его проблема?
Раньше строительство различных объектов гидроэнергетики приводило к изменению в экосистемах. Главная забота была, в основном, об электроэнергии: улучшение качества и повышение уровня жизни людей и производство электричества. Как известно, уже в течение нескольких десятилетий строительство ГЭС или дамбы невозможно без учета влияния этого строительства на экосистемы, а также без использования необходимых мер предосторожности по предупреждению возможных вредных последствий. Даже подчас радикальных мер. Порой это приводит к радикальным изменениям в первоначальном проекте. Например, невозможна постройка ГЭС с перекрытием части русла реки, а ведь в прошлом именно так и было.
Необходимо, чтобы были учтены все факторы, влияющие на окружающую среду, а также приняты меры смягчения таких последствий. Можно утверждать, что в настоящее время мы научились вырабатывать электроэнергию таким образом, чтобы не оказывать существенного влияния на экосистемы. Теперь, по мере того, как начали разрешаться большинство природоохранных вопросов, в данной отрасли на первый план вышли социальные проблемы. Например, на Западе не может быть получено разрешения ни одним правительством для строительства ГЭС, если будут иметь место негативные воздействия на окружающую среду.