Мировая гидроэнергетика, перспективы развития – европейский взгляд. Часть 2

20 августа, 2013 / Ольга Шейдина, Редактор

С влиянием на окружающую среду связан и рост цены строительства: данный фактор нельзя не учитывать. Однако пока не найдены все ответы, ведь перед каждым проектом свои вопросы. И даже вопросы в социальной сфере каждый раз – особенные. А это связано со многими моментами: с составом населения в определенной местности, с тем, каким образом данный проект скажется на жителях, как они готовы – либо не готовы – допускать влияние на образ жизни энергообъекта.

Мировая гидроэнергетика, перспективы развития – европейский взгляд. Часть 2

Потому именно на ранней стадии, во время планирования необходимо идти на диалог с местным населением, а не после верстки проекта. То есть планирование и разработку проекта необходимо производить совместно с жителями данной территории. Это уже совершенно новый образ работы.

Десять лет назад местному населению был представлен проект станции. Но сейчас так нельзя работать. Например, именно так и поступили с проектом Belo Monte Dam («Бело Монте») в Бразилии. И изменение первоначального объекта было радикальным. Таким же образом поступают и в Канаде. Мы не согласны с существующим мнением о том, что касается особо крупных водохранилищ – якобы это влечет за собой множество различных проблем, а ведь к данному вопросу надо подходить с позиции возможного предупреждения последствий.

Раньше строились водохранилища гораздо большего размера по сравнению с теми, которые строятся в настоящее время, поскольку сейчас надо учитывать множество различных факторов. И в плане строительства водохранилищ тоже применяются меры смягчения отрицательных последствий. Например, по возможности уменьшается площадь местности, которая при этом затапливается, и это только один из пунктов, в котором обычная схема действий усовершенствовалась. В данный момент для получения определенного количества электроэнергии нужно меньшее по объему водохранилище, так как изменены методы распоряжения оборудованием и инфраструктурой.

Крупное преимущество водохранилища – его роль аккумулятора, ведь здесь возможно хранение воды с целью последующего ее использования. А если взглянуть на этот факт со стороны энергетики, то становится понятным, что это является огромным плюсом в методах распоряжения электроэнергии. При этом выбор места для расположения водохранилища очень тщателен и проект его разрабатывается так, чтобы его создание минимально сказывалось на населении.

К примеру, в Канаде нет необходимости отселения местного населения, поскольку территория страны огромна и электростанции всегда строились в незаселенных ее частях. Потому не было подобной задачи, ведь в данном случае не возникало проблем. В некоторых других странах приходится прибегать к переселению местных жителей. Например, при подобной ситуации, возникшей в компании Electricité de France (Франция), при переселении жителей качество жизни их стало значительно лучше. Но в случае, если достаточная группа людей не соглашается с проектом по строительству данного объекта гидроэнергетики, то он не может быть реализован.

Именно по этой причине проводить работу следует именно с теми слоями населения, на чьей жизни скажется строительство объекта. Здесь не может быть вариантов. И дело не в благородстве. А в следующем: строительство водохранилищ без поддержки населения не представляется возможным.

Следующий вопрос касается того, какое из направлений можно считать наиболее разумным и перспективным: строительство малых ГЭС или, наоборот, крупных гидроэлектростанций. И каковы тут мировые тенденции?

До настоящего времени не является разрешенным спор касательно правильности того, что лучше – строительство мини-станций либо реализация крупномасштабных проектов с водохранилищем. Ведь даже между активистами-экологами не существует общего мнения на данный счет: одни считают, что правильнее построить крупный проект гидроэнергетики, но один, чем вторгаться во множество небольших рек. Поэтому уж лучше согласиться и вырабатывать большой объем электроэнергии на единственной реке. Этот спор не закончен, да и не закончится никогда, даже в странах Запада. И, скорее сего, это является политически решением.

Работа проходит в той отрасли, где процент регулирования очень вырос. Иные коллеги говорят и об избытке зарегулированности. В любом случае, доля регулирования очень высока.

К примеру, в Канаде в 60-х годах нашего века (провинция Квебек) даже не существовало министерства, отвечающего за охрану природы. В то время подобные вопросы не были предметом правительственного внимания. Ситуация такая, что энергокомпании постоянно находятся на пару шагов позади общества. Это природа явлений. К тому же энергокомпаниям приходится постоянно реагировать на возникающие запросы населения. В связи с этим за прошедшие десятилетия многое было откорректировано. И энергетики стараются не отставать.

По этой причине энергетическая отрасль настолько сильно зарегулирована: правительство обязывает энергетические компании реагировать на мнение простых людей. Потому и так сложно заниматься строительством энергетических объектов, которые могут оказывать негативное влияние. Это, скорее, не проблема, а ее решение. Учитывая все усовершенствования, которые были произведены в течение последних нескольких десятилетий, можно с уверенностью сказать: гидроэнергетика – часть решения данной проблемы. К счастью, объекты гидроэнергетики не строятся так, как строились 20-30лет тому назад.

В рамках Глобального партнерства по устойчивой энергетике (GSEP) не ведется строительства крупных объектов. И не планируется вестись. Задачи GSEP несколько иного порядка. В первую очередь, это форум, дающий возможность наиболее крупным энергокомпаниям общаться и обмениваться практическим опытом. В этом как раз и заключается вся прелесть того, что возможно стать частью этого партнерства – есть возможность учиться у наиболее крупных компаний тому, каким образом они решают сложные вопросы. К примеру, энергетический холдинг «РусГидро» принял участие в строительстве микро-ГЭС Cochico Micro-Hydro Project («Кочико»), а также ВДК (ветро-дизельный комплекс) Chorriaca Wind-Diesel Hybrid )»Чорриака») – проект, реализующийся в настоящее время в Аргентине.

Реализацию проекта, возглавляемого Duke Energy, осуществляют следующие компании: Hydro-Québec, Enel и РусГидро. «РусГидро» является участником проекта, ведь одна из задач – предложение бизнес-моделей по выполнению проектов, которые при помощи GSEP могут быть повторены региональными или местными властями и в других странах. В этом заключается передача опыта – ноу-хау. Также участие «РусГидро» обуславливается тем, что данный проект является частью общей программы наиболее крупных энергокомпаний, которые оказывают содействие развивающимся странам, а также странам, где рынок еще формируется. «РусГидро» - это член особого клуба крупнейших энергокомпаний в мире.

Данная организация не является ассоциацией, она имеет статус партнерства и является небольшой группой, состоящей из крупнейших энергетических компаний мира.

По плану на 2013 год, к РусГидро должно перейти временное председательство в рамках GSEP на год. Здесь решается много самых разнообразных вопросов. А ее основной задачей является оказание помощи развивающимся странам и государствам, имеющим переходную экономику. Со второй стороны, компании, являющиеся партнерами, производят обмен опытом и мнениями по самым важным вопросам и острым проблемам. С этой целью руководители компаний-членов один раз в году прибывают на общую встречу. В следующем году подобная встреча состоится в России – это произойдет в 2014 году в мае в Москве.

Это интересно ...

Последние новости и статьи:



Один комментарий, что уже не плохо... to “Мировая гидроэнергетика, перспективы развития – европейский взгляд. Часть 2”

  1. юрий киселёв /

    Думаю нужно связать воедино ветро и гидро энергетику-в этом будующее экологии .