Главной достопримечательностью деревни Глядино, что в Ломоносовском районе, и гордостью местных жителей является пруд, который называется здесь Мельничным. Именно отсюда вытекает река Шингарка, которая питает все фонтаны знаменитого "Петергофа". Сейчас в душе у глядинцев поселилась тревога: над стратегически важным водоемом нависли сразу две угрозы. Во-первых, на его берегах может начаться застройка, во-вторых, стоки нечистот от расположенной поблизости несанкционированной свалки угрожают отравить воду.
Из пруда в каскад
- О том, что серьезные неприятности грозят Мельничному пруду, мы узнали, прочитав местную газету "Балтийский луч". В ней опубликована карта градостроительного зоноделения Ропшинской волости, в которую как раз и входит Глядино, - повествует Нина Терентьева, местная жительница. – По поводу нее возникает много вопросов, но главный - это определение зоны ТЖ2-2 (это расшифровывается таким образом: зона для индивидуальных стоящих отдельно домов для проживания с участками от 500 метров квадратных) в поблизости от пруда. Отведенный для застройки участок подходит вплотную как к водоему, так и к оврагу, где весной бегут ручьи, которые его питают. Это означает, что стоки с участков будут оказываться прямо в пруду. Более того, из этого довольно немноговодного водоема местные власти намерились организовать водозабор для удовлетворения нужд жителей новых участков. Что почти однозначно выльется в его истощение.
Хотя, к тому периоду, как на берегу Мельничного пруда будут построены коттеджи, вода в нем может стать непригодной для употребления, говорят глядинцы. Причина состоит в той несанкционированной свалке, которая образовалась в паре километров от самого водоема.
- Тысячи кубометров отходов свезены в заброшенный карьер между деревнями Глухово и Глядино, которые находятся на Ропшинских высотах. Отходы эти неизвестно откуда свозили в эти места КамАЗами. Являясь геологом по образованию, могу определенно сказать: грунт и рельеф в этих местах такие, что весной при активном таянии нам грозит настоящая экологическая катастрофа, - выдвигает свой прогноз Михаил, сын Нины Терентьевой. - Ядовитые стоки отправятся в пруд, а оттуда в водах реки Шингарки - напрямую в фонтаны Петергофа. И из них начнет бить не чистая вода, а химическая смесь...
В своем желании отстоять Мельничный пруд обитатели Глядино (в этой деревне имеется около 200 дворов, в том числе и дачников) на диво единодушны. Коллективные письма с требованием разобраться в сложившейся ситуации они отправили властям разных ступеней, а также в прокуратуру области.
«Ваша собственная вина»
Представители администрации в Ломоносовском районе заверяют, что опасения глядинцев не имеют под собой веских оснований – хотя бы в части застройки на берегу пруда. По словам Василия Хорькова, и.о. главы администрации этого района, перед зонированием проводились научные изыскания, в ходе которых удалось подтвердить: воды достаточно для всех.
Говоря о несанкционированной свалке, то областные власти предполагают, что жители Глядино сами посодействовали ее появлению.
- По мнению работников администрации Ропшинского сельского поселения и учитывая морфологический состав отходов, эта свалка образуется как раз жителями соседних населенных пунктов, в том числе и самой деревни Глядино, - уточняет Василий Хорьков. - В настоящий момент, по данным администрации, ни одна семья из этой деревни не заключила договор со специализированной организацией по вывозу отходов. Хотя в большинстве деревень Ропшинского сельского поселения семьи заключили подобные договоры, и вывоз отходов производится. Несанкционированные свалки убирают постоянно, однако невысокая культура населения ведет к постоянному возникновению все новых и новых.
Однажды из фонтанов уже била мутно-белая жидкость, когда дождь смыл строительный мусор в русло канала. Ситуация обратила на себя внимание со стороны комитета госконтроля экологической безопасности и природопользования Ленинградской области. Правда, здесь полагают, что жители деревни Глядино преувеличивают воздействие стоков от мусора на состояние пруда.
- Место, где возникла несанкционированная свалка, довольно удалено от ценного водоема и находится с понижением по рельефу, поэтому маловероятно, что «фонтаны «Петергофа» будут бить ядом», как выражают опасение местные жители, - замечает Михаил Козьминых, председатель комитета. – Однако нами ведется работа по установлению виновных и закрытию свалки.
Груды мусора властные органы обещают вывезти с Ропшинских высот уже этой весной на средства администрации волости.
Не ближе одного километра
Экология в районе Ропшинского водовода - извечная проблема в музее-заповеднике «Петергоф». У водоподводящей системы фонтанов практически не менялся вид с эпохи Петра Великого: вода сюда естественным путем прибывает по системе каналов и рек, общая протяженность которых составляет 56 километров. При этом на берегах водных артерий не имеется ни соответствующих охранных сооружений, ни необходимых табличек с предупреждениями. В водоем попасть может совершенно все. Так, однажды из широко известных фонтанов начала бить мутная белесая вода, когда дождь смыл в Старо-Петергофский канал строительный мусор с автодороги. А в прошедшем году на берегах реки Шингарки начали оборудовать пляж, причем по указанию прокуратуры.
- Ропшинский водовод находится в перечне объектов культурного наследия федерального значения, но данный статус защиты от различных посягательств ему не предоставляет, - отмечает Елена Кальницкая, директор заповедного музея «Петергоф». - Единственным способом защиты водовода от загрязнений является его передача на баланс музея и придание ему четкого охранного статуса, запрещающего любую деятельность на расстоянии одного километра от берега водоема.
Павел Котляр, специалист по архитектуре «Петергофа», разделяет опасения жителей деревни Глядино относительно чистоты водоемов, которые питают фонтаны.
- Фонтанная система Петергофа представляет собой памятник как природный, так и памятник инженерной мысли. Однако отправным условием работы системы являются гидрологические особенности в районе Ропшинских высот, где баланс может быть легко нарушен, - поясняет Павел Котляр. - Главной угрозой является не только использование ресурсов вод Шингарки для иных целей, кроме работы фонтанов, но и возможное загрязнение рек, а также сбросы канализации. Необдуманное строительство неподалеку от реки вполне может сказаться на подземной составляющей водотока.
Руководство комплекса "Петергоф" сражается за то, чтобы Ропшинский водовод был введен в состав охранной зоны, не менее трех лет. Но система, подводящая воду в фонтан, в том числе и истоки, расположенные в районе деревни Глядино, все еще не находится под управлением музея-заповедника.
Отрывок из прямой речи
Исполняющий обязанности главы администрации в Ломоносовском районе Василий Хорьков:
- Для определения возможности снабжения питьевой водой предполагаемой жилой застройки силами Государственного гидрологического института в 2012 году была проведена объемная работа на тему "Определение запасов подземных вод, дренируемых в верховьях Леваловского ручья и реки Шингарки ". По данным, полученным в результате исследований, дополнительные возможные резервы по водоотбору составляют от 24 (в течение маловодного года) до 55 тысяч кубических метров в сутки (в течение среднего по водности года), сверх воды, которая отправляется для обеспечения работы фонтанов. Для сравнения: в настоящий момент из водозабора Глядино ежесуточно забирается около пяти кубометров. В соответствии с нормами обеспечения (300 литров в течение суток) населения указанные ресурсы смогут обеспечить почти 80 тысяч жителей. Таким образом, уже разведанные резервы в тысячи раз превосходят планируемые и существующие потребности будущей жилой застройки. Однако в настоящий момент заявленных инвестиционных проектов на указанную территорию не имеется.
ЗЗдравствуйте! Случайно наткнулась на статью , написанную в вашей газете еще год назад. Удивительно, как преподнесена «забота» об экологической обстановке в д. Глядино дачницей терентьевой ниной михайловной . Жаль, что корреспондент не понял, что представляет из себя эта мадам. В своем огороде, почти рядом с ручьем, впадающим в речку, питающуюю петергофские фонтаны она регулярно распыляет карбофос, к этому же ручью ею свезен куриный навоз, который при дожде и таянии снега попадает в ручей. Но еще интересней она очищает свой туалет: берется шланг и все нечистоты сливаются прямо под уклон дороги, опять же в ручей. А поинтересуйтесь, куда эта семейка девает бытовой мусор, договор на вывоз мусора ими не заключен. Все очень просто: как раз вблизи мельничного пруда. А что до письма в газету, так письма ими пишуться во все существующие организации. Вот такое радение за экологию.