Страны, которые решили повторить успех Соединенных Штатов в области добычи сланцевых газа и нефти, неожиданно оказались перед лицом неожиданных трудностей. По всей видимости, сланцевая революция будет экспортироваться лишь в отдаленном будущем, а конкурентное преимущество останется за Соединенными Штатами.
Уникальность случая
Начало сланцевой революции относят к девяностым годам прошлого века, и началась она с того, что недалеко от техасского городка Форт-Уорт по новой методике была пробурена первая скважина. Первое опробование новой технологии, заключающейся в горизонтальном бурении в сочетании с гидроразрывом пласта, было произведено небольшими независимыми американскими компаниями, которыми была проведена реорганизация фирм и взвалены на себя огромные финансовые риски.
Единомышленники этих компаний из кругов землевладельцев предоставили им свои недропользовательские лицензии, запросив взамен часть возможных прибылей. Зачастую американские землепользователи имеют право собственности на газ, добытый на принадлежащих им участках. Именно поэтому интерес экономического плана зачастую довлеет над экологическими соображениями.
Поскольку процентные ставки находились на довольно низком уровне, финансирование компаний, производящих разведку сланцевых месторождений, производилось банками довольно охотно. Довольно важную роли сыграли разветвленность трубопроводной сети и доступность оборудования для производства бурения.
Важную роль в сланцевой революции сыграл также тот факт, что регулирующие органы США не отказывают в предоставлении информации о существующих месторождениях. Запасы в Соединенных штатах в основном разведаны, а их оценка уже произведена. Это объясняется тем, что буровые работы производятся на протяжении уже более сотни лет, что позволило американцам пробурить уже несколько тысяч скважин.
Такого сочетания благоприятных условий, как в Соединенных Штатах, не существует больше нигде в мире. Ведущий эксперт по вопросам энергетики Ливерморской лаборатории им. Лоуренса, расположенной в штате Калифорния, Хулио Фридман заявил, что уникальная американская предпринимательская модель стала возможной, благодаря доступности прав на разработку полезных ископаемых, участию мелких игроков и доступности самой геологоразведки. По словам Рекса Тиллерсона, генерального директора Exxon Mobil (эта компания добывает самые большие объемы газа в Северной Америке), эта удивительно элегантная система позволила использовать во всем объеме все национальные ресурсы.
Наличие больших объемов природного газа позволило Соединенным Штатам вместе с Канадой возродить химическую и сталелитейную промышленность. Производители удобрений из американских штатов начали строить новые заводы, тогда как совсем недавно они стремились вывести производство за границу, стремясь к использованию наименее дешевого сырья. У изготовителей бурового оборудования не имеется трудностей, связанных с реализацией товара, поэтому их производственные мощности постоянно возрастают. Такие штаты как Северная Дакота и Техас, где производится добыча из сланцевых пород газа и нефти, переживают этап бурного расцвета.
Терпение и еще раз терпение
Вдохновляющий пример США стал глотком свежего воздуха для всего мира, поскольку многие страны могут похвастаться наличием на их территориях сланцевых месторождений. Однако фирмы, которые сделали попытку повторения американского опыта, встретились с нежданными трудностями, и коммерческой добычи газа и нефти из сланцевых пород на других континентах еще ждать и ждать. А ждать придется, скорее всего, почти десятилетие.
Объяснений тому несколько:
Во-первых, производство крупномасштабных буровых работ силами компаний большинства стран является невыгодным, что объясняется государственным правом собственности на природные ресурсы.
Во-вторых, сказывается наличие мощного экологического лобби в большинстве стран густонаселенной Европы.
В-третьих, во многих странах еще не накоплена достаточная информация, касающаяся особенностей пород сланцевых месторождений, что пока не позволяет определить степень целесообразности добычи углеводородов в этих породах.
Старший консультант компании Deloitte по вопросам энергетики Джозеф Станислоу считает, что надежды, возлагавшиеся представителями отрасли на сланцевый газ, оказались завышенными. Неизбежность мировой сланцевой революции очевидна, и эта революция по своей мощи может даже превзойти американскую, но времени на это потребуется больше, чем предполагалось ранее.