Сфера недвижимости в Китае очень часто поражает своими парадоксами, объяснить которые в любой другой стране, было бы просто невозможно. Но в Поднебесной объяснений сразу два: высокий уровень перенаселения, и катастрофическая недостача свободных территорий, необходимых для возведения жилья.
Накануне появилась информация, что власти страны пошли на сделку с совестью: они отдают под застройку жилой недвижимостью территории, которые ранее были заняты химическими предприятиями, не проводя на этих землях никаких работ по их очистке.
Преимущественно такие ситуации возникают в привлекательных для проживания районах Центрального Китая и прибрежных районах страны. За последние годы в менее привлекательные с коммерческой точки зрения были перенесены тысячи предприятий. Все они высвободили миллионы квадратных метров земли, значительная часть которой уже выделена под жилую застройку. И никакие экологические технологии строительства, ни самая современная и безопасная затирка для клинкерной плитки, результата на загрязненной территории не дадут.
Один из сотрудников исследовательского института почв Китая Ло Юнмин рассказал, что доподлинно известно об отсутствии очистки земли там, где уже строятся, или построены жилые кварталы. Подобные земли в мире именуются «brownfield» (коричневые поля), что характеризует сильное ограничение их дальнейшей эксплуатации, из-за реальной угрозы жизни людей. Чтобы провести полную очистку, необходимы миллионы долларов и десятки, а порой и сотни лет. А ни первого, ни второго, у властей Китая нет.
Не останавливают этот процесс и трагические случаи, которые уже происходили в стране. В 2004 году при строительстве метрополитена в районе Сунцзячжуан Пекина, трое рабочих отравились неизвестным веществом. Позже выяснилось, что на этом месте ранее было предприятие по производству химудобрений, отходы которого попросту закапывались в землю. Ни о какой очистке земель здесь, при смене профиля территории, речи не шло.
И этот случай вовсе не единичный. Но тема строительства жилья в Китае на загрязненных территорий – табу для разговоров, и похоже, что предпосылок для изменения ситуации нет.