Век ядерного оружия. Фукусима. Часть 3

24 мая, 2013 / Ольга Шейдина, Редактор

Вопросы ядерной безопасности в настоящий момент отнюдь не ограничиваются надежностью существующих атомных электростанций. Самая главная угроза состоит в том, что на АЭС ведется производство ядерного топлива, которое может быть применено для создания ядерного оружия. Низкообогащенный уран возможно применять в реакторах, однако уран высокообогащенный — это уже оружие. Установки для производства низкообогащенного урана могут также применяться для производства веществ оружейного класса. Имеются все основания предполагать, что Иран, невзирая на протесты со стороны других государств, движется именно в этом направлении. Совершенно недавно Северная Корея всколыхнула весь мир, показав американскому ученому что-то очень похожее на современную установку для обогащения урана. Да и испытания ядерного оружия, проведенные ею, сами за себя говорят.

Век ядерного оружия. Фукусима. Часть 3

В прошлом году, 3 декабря, МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии) дало свое добро на план возведения нового хранилища для ядерного топлива. Мысль заключается в том, чтобы склонить страны, которым требуется низкообогащенное топливо для реакторов, имеющих гражданское назначение, получать это топливо из международных резервов, а не производить обогащение своими собственными силами. Американский бизнесмен Уорен Баффет и Фонд NTI («Инициатива по сокращению ядерной угрозы») в Вашингтоне совместно выделили 50 млн долларов начального капитала для данного нового проекта. Еще раньше МАГАТЭ и Россия приняли решение разместить такой топливный банк в городе Ангарске, и он открылся в прошлом году, имея запасы объемом в 120 тонн топлива низкого обогащения.

Уже на протяжении многих лет в Женеве на каждой Конференции по разоружению происходит обсуждение договора о контролируемом уменьшении создания делящихся материалов. Однако до настоящего времени заключение его блокируется пакистанскими представителями, тогда как Пакистан и Индия, также обладающие ядерным оружием, продолжают увеличивать свой ядерный арсенал.

По мнению Андреаса Персбо, эксперта по ядерному оружию, другая проблема состоит в том, что в хранилищах во всем мире все еще остается гигантское наследие холодной войны, которое насчитывает большое число сотен тонн делящихся материалов. Хотя большая часть этих запасов расположена на территории России и Соединенных Штатов, довольно большая доля приходится также на Францию, Великобританию и Китай. Одним из очень значительных достижений после завершения холодной войны стала программа, названная «Мегатонны в мегаватты»: Россия продала уран (более 400 тонн в общем количестве) из ядерных боеголовок, предварительно выведенный на реакторную степень обогащения, Соединенным Штатам для использования в качестве топлива для реакторов гражданского назначения.

В прошедшем году во время саммита в Вашингтоне американский президент Обама дал обязательство в течение четырехлетнего периода обеспечить условия безопасного хранения всех ядерных материалов. Но объем их значительно больше, чем многие представляют себе. В соответствии с расследованием, проведенным в прошлом году американской Счетной палатой, в мире имеется несколько сотен мест, где производится хранение существенных запасов ядерных материалов, и «значительное число подобных мест вполне возможно отнести к довольно уязвимым».

Недавно было сделано несколько важных шагов, направленных на исключение захвата ядерных материалов и ядерного оружия террористами. В ноябре прошлого года Казахстан и США завершили процесс передачи во вновь созданное хранилище 300 тонн отработанного топлива, где содержится около 10 т плутония оружейного класса, которые достаточны для создания 775 ядерных зарядов. В декабре Соединенные Штаты сообщили о вывозе из Сербии 28 фунтов высокообогащенного урана. Также в декабре белорусское правительство объявило о том, что готово отказаться от своих запасов высокообогащенного урана, чего США добивались в течение нескольких лет.

Естественно, в настоящий момент количество ядерных боеголовок значительно меньше, чем в апогее холодной войны. Соединенные Штаты и Россия совершенно недавно сумели подписать договор по поводу стратегического ядерного оружия, ограничивающий арсенал обеих сторон количеством в 1550 боеголовки. Но, в самом деле, обе стороны вывели крупную часть своего ядерного оружия — а счет идет на тысячи наименований — за рамки этого договора. В США около 2000 ядерных боеголовок стратегического назначения находятся «в резерве» и не подлежат учету в общем балансе. В России есть несколько тысяч малого радиуса действия или тактических боеголовок, которые не подпадают под этот и любые прочие договоры (США также имеют около 500 тактических ядерных боеголовок.) «Открытость» почти не сказалась на этом виде вооружений. Планы по модернизации самих боеголовок и средств по их доставке, к примеру, подводных лодок, осуществляются обеими сторонами.

Теракт, имевший место 11 сентября в США, возродил страхи перед лицом ядерного терроризма. В последнее время американские официальные представители с особым беспокойством обсуждают один из вероятных сценариев: применение «грязной бомбы», являющейся обычным зарядом, который при взрыве выбрасывает радиоактивные материалы на огромной территории. В портах и городах страны были смонтированы новые детекторы для обнаружения радиации. Правда, до сих пор, таких попыток не случалось — террористы пока полагаются использовать в своих атаках на испытанные виды оружия.

Директор Центра Белфера по международным отношениям и науке при университете в Гарварде Грэм Эллисон считает, что мир не должен терять бдительности в сфере ядерной безопасности. «Какие же уроки нам необходимо извлечь из ядерного кризиса в Японии? — задает он сам себе вопрос. — Те же самые, что и из землетрясений с магнитудой 9,0, сопровождавшихся мощными цунами: мир изобилует опасностями, и наши возможности по его удержанию в состоянии зыбкой стабильности весьма ограниченны».

«Насколько же плохо складываются дела сегодня? — пишет Эллисон, который неустанно напоминает нам об опасности ядерного терроризма и абсолютной необходимости приложения все больших усилий для ее предотвращения. — Представьте одну небольшую ядерную бомбу в Фукусиме. Могут погибнуть тысячи людей. А если это случится в таком городе, как Токио? Пятьсот тысяч погибнут за один момент... Если мы поймем, что из ядерных материалов, которые уже накоплены, вполне возможно сделать по одной ядерной бомбе на каждый город, это сможет изменить наш мир. То, что могло бы, как нам представляется, подождать до завтра, нужно предпринимать уже сейчас».

Это интересно ...

Последние новости и статьи:



Обсуждение закрыто.