В столице Норвегии Осло существует интересная проблема с отходами. Не то, чтобы в городе не знали, что с ними делать, наоборот, не знают, что делать без них. Как и в других скандинавских городах, здесь успешно внедрены технологичные когенерационные установки, которые эффективно сжигают муниципальные отходы с одновременным производством электроэнергии и тепла.
Но после многих лет успешной работы пришли к тому, что уже нечего сжигать! То, что изначально казалось идеальной ситуацией - город практически без отходов, и половина тепла получена от сжигания мусора - сегодня теряет свое «экологическое» лицо.
Местные жители очень бережно относятся к природе и тщательно разделяют отходы. Но слишком успешным оказалось мероприятие, и в настоящее время столица не имеет достаточного количества отходов для сжигания в прожорливых печах.
В Осло приняли решение импортировать отходы. В настоящее время Швеция и Великобритания осуществляют в Осло поставки твердых отходов. Также планируется импорт отходов из США, что вызвало негативную реакцию местных жителей.
Применение когенерационных энергетических установок для утилизации отходов является экологически чистым проектом, но транспортирование отходов на расстояние в сотни и тысячи километров, уже не имеет такой “зеленой” окраски.
Это понимают и норвежцы, как и то, что печи их мусоросжигательных заводов не должны остывать. Поэтому они призывают к “открытию глобального рынка отходов”, где бы каждая европейская мусорная свалка стала желанным источником хорошо оплачиваемого топлива.
"Сегодня мусор – очень ценный товар", говорит Hege Rooth Olbergsveen, советник по вопросам утилизации отходов в Осло. Шведы в настоящее время платят некоторым приграничным городам Норвегии, чтобы иметь возможность импортировать их муниципальные отходы.
Шведы, норвежцы и финны вместе производят около 150 миллионов тонн бытовых отходов в год, а могут утилизировать ежегодно 700 миллионов тонн. Кроме того, в ближайшее время в Швеции планируют существенно увеличить мощности своих установок по утилизации отходов, что вызывает у норвежских специалистов не очень приятные ощущения.
“Экологическое” поведение населения северных стран привело к конфликту с энергетическими (финансовыми) интересами. Таким образом, мусоросжигательным заводам Скандинавии предстоит принятие сложных, неоднозначных решений экологических и экономических проблем.